Об алкоголе в Швеции

Рассказ отм, как проблема продажи алкоголя решается в северной стране — Швеции. Добро пожаловать в один из крупнейших алкогольных магазинов мира — Systembolaget.

История
Если посмотреть на историю и географию Швеции, то становится понятно — шведы пьют много и сильно. В шведской истории были ранние попытки регулировать потребление алкоголя, но в 1766 году король Адольф Фредерик устал бороться с пьянством и снял все существовавшие на тот момент запреты. Подробности мне неизвестны, но в результате практически в каждом доме начали гнать и продавать самогон, и пил практически каждый швед.
Доходил этот весь ад до того, что семье нечего было есть, потому что вся картошка шла на перегонку для мужской части семьи. Ситуация стала довольно печальной, и в начале 19-го века начали появляться различные общества трезвости, а в 1850 году государство открыло первый государственный алкогольный магазин.
В 1860 году одновременно запрещают домашнее самогоноварение и открывают специализированный бар в Гётеборге — единственное место, где можно публично пить алкоголь. Вход только с 18 лет, туда не пускают пьяных людей и вводят черные списки — пьяницы и драчуны попасть в этот бар обратно не могут. Идея оказывается настолько удачной, что такие бары открываются по всей стране, а в 1870 году государство решает все прибыли от продаж забирать себе. Почему бы и нет — оно же государство.
Во времена первой мировой войны алкоголь продавался по квотам — 2 литра крепкого спиртного на 3 месяца. После войны компания, работающая уже под современным именем Systembolaget (дословно это Системная Компания, не знаю, куда уж строже), берёт на себя также все права на продажу пива и вина и превращается в монополиста по продаже вообще всего алкоголя, а также вводит квоты на продажу в зависимости от социального статуса: безработным и замужним женщинам алкоголь не продаётся вообще, а твоя квота зависит от твоего достатка — чем ты богаче, тем больше тебе можно пить.
Естественно, это система была очень непопулярна (особенно среди безработных), и в 1955 году облик монополии изменился и появились правила, которые практически не меняются по сей день — продажи лицам старше 21 года (20 с 1969 года), весь алкоголь крепче 4.5% продаётся только в Systembolaget (3.5% c 1967). Пройдёмте в наши дни, посмотрим как дела обстоят сейчас.

Наши дни
Сегодня Systembolaget насчитывает чуть больше 400 магазинов и отделов по всей Швеции. Средний магазин работает с 10 до 18 по будним дням, и с 10 до 14 по субботам (недавнее нововведение!). В обычном супермаркете можно купить водянистые (3.5: версии 5–10 традиционных сортов пива или безалкогольное вино). Я не знаю, что такое безалкогольное вино, но подозреваю что ничего хорошего. Всем приезжим приходится довольно тяжело, так как сбегать вечерком за добавкой не получится — пьянку нужно планировать заранее и очень тщательно.
Далее — количество магазинов в крупнейшем Стокгольме (их не больше 10, если не ошибаюсь), а городам поменьше приходится затариваться в 1–2. Соответственно, в пятницу там бывает довольно людно, а перед праздниками все местные советуют покупать всё заранее, потому что за несколько часов до закрытия (а по праздникам магазины само собой закрыты, в Рождество на несколько дней — сотрудникам тоже нужно праздновать!) полки напоминают наши советские универмаги в 80-х. Все это, конечно, очень дисциплинирует, и по приезду на родину очень удивляешься, видя вино и водку прямо в обычных супермаркетах.
Теперь о налогах — они просто адские. Говорить �вот, акциз опять увеличили, водка подорожала� после шведских цен просто язык не поворачивается. Налог на пиво составляет 7.88 рублей за градуc на литр. То есть на поллитровую бутылку 5% пива налог составит примерно 20 рублей. Налог на вино считается по какой–то хитрой таблице, которую я не знаю, а вот налог на крепкие спиртные напитки очень простой и составляет 24 рубля на градус на литр. Берём калькулятор, умножаем на 40 и делим на 2 и получаем 480 рублей чистого налога на поллитровую бутылку! Такое ценообразование позволяет пассивно применять старые запреты — безработным и замужним женщинам алкоголь купить по таким высочайшим ценам не так-то просто.

Социальные последствия ограничения
Такой, можно сказать, многовековой запрет не мог не отразиться на шведах, поэтому об этом расскажу отдельно. Начну с совершенно фанатичного отношения подростков к алкоголю. Как только им исполняется 18 лет, закон разрешает пить в баре, поэтому бары заполнены пьяными, уже вроде как взрослыми людьми, которые совершенно не умеют пить. Драки и свинское состояние – совсем не редкость, и это очень удивляет после более–менее нормально пьющих людей у нас.
Самое интересное, что такое отношение к алкоголю не проходит с возрастом — средний швед пьёт, пока есть что пить, и перестаёт пить только в двух случаях: а) он лежит на полу, б) закончилось. Это, естественно, отражается и на качестве покупаемого товара, редко это бутылочка–другая виски, чаще это 8 ящиков самого дешёвого пива, крепостью 10.2. Особенности ли это запрета или просто генетическое желание пить – я ещё не разобрался, но пьют почти все и много.
При этом у них действует большое количество негласных правил, нарушение которых сделает тебя в глазах окружающих практически алкоголиком — например, выпить ящик пива в одно лицо в пятницу или субботу считается совершенно нормальным явлением, но даже бутылка пива в понедельник или воскресенье — это табу. Пить они предпочитают по средам (маленькая пятница), пятницам и субботам. Это бывает довольно удобно, потому что можно пойти посидеть с друзьями в самый популярный паб во вторник и занять практически любое место.
Критика
Будучи монополией, Systembolaget подвергается критике и контролю сразу с трёх сторон — государство, любители выпить и трезвенники.

Государство, во-первых, не хочет тратить деньги на лечение алкоголиков и, во-вторых, выслушивать обвинения от граждан о спаивании или взятках от крупных алкогольных компаний. В результате монополия обложена диким количеством интересных ограничений, некоторые из которых я хочу привести:
1. Любые скидки строго запрещены, как и запрещены любые промо–акции типа �Купи Мартини и получи бутылочку Абсолюта в подарок�.
2. Все продукты должны продаваться в одинаковых условиях, что означает, в частности, запрет на любые фирменные стенды — вся продукция стоит на одинаковых полках по категориям в алфавитном порядке. По той же причине пиво не стоит в холодильниках — если холодным будет хоть один сорт, то охлаждать придётся и всё остальное, а это довольно дорого.
3. Если тебе младше 30 — ты обязан показать удостоверение личности. Также, удостоверение должны показать все, кто находятся в данный момент с тобой. Купить алкоголь лицам младше 20 лет практически невозможно — сотрудники бдят. Также они могут отказать тебе в продаже, если увидят, что ты приехал с толпой тинейджеров, которые ждут тебя за дверью с радостными лицами.
4. Везде в магазине на видных местах расставлены стенды с безалкогольным пивом, вином и качественным лимонадом под девизом — попробуй безалкогольное.
5. Единственная реклама, которую Systembolaget может (и обязан) крутить по телевизору — социальная. Не пей молодым, не пей за рулём, не пей вообще. Правда, в целом реклама алкоголя на ТВ разрешена, поэтому довольно часто можно увидеть рекламу какого–нибудь Мартини или Карлсберга.
Любители же выпить критикуют монополию за то, что она монополия и отсутствие свободного рынка. Естественно, на эту критику им приходится реагировать, поэтому далее мы поговорим о хорошем.

О хорошем!
Естественно, у любого явления бывают хорошие стороны, но в случае с Systembolaget плюсов оказывается больше, чем может показаться на первый взгляд.
1. Вернёмся к пункту 2 ограничений магазина — все товары имеют одинаковые права. Также на все товары одинаковой категории накладывается одинаковый налог и одинаковый навар, соответственно �Ред Лейбл� стоит столько же, сколько стоит бутылка обычной водки. Дальше — больше, если на дешевые сорта алкоголя цена получается высокой, то на дорогие сорта вина, виски и бренди цена получается часто ниже, чем в других странах — монополия закупает крупным оптом по низкой цене, делает небольшую наценку и стандартный налог. Чем дороже напиток — тем привлекательнее цена по сравнению с мировой.
2. Ассортимент: чтобы избежать критики, ассортимент продукции просто огромный — более 3000 единиц в каталоге, основную часть которого составляет пиво, вино и виски. Каждый месяц в магазины вводят новые продукты, часть навсегда, часть сезонные или лимитед. Часто 1-го числа перед магазинами выстраиваются очереди любителей эксклюзивных сортов виски, вина и пива — количество некоторых бутылок ограничено несколькими тысячами на страну. Даже в самых небольших магазинах, которые находятся в деревеньках с населением 2–3 тысячи будет как минимум 400 разных сортов алкоголя (таки самых популярных). Всего существуют несколько типов магазинов — Bas (базовый, 400 сортов), T1, T3 (шире ассортимент), около 40 магазинов T5 с эксклюзивными ежемесячными релизами и три самых больших магазина T7 — туда попадает самый редкий и коллекционный алкоголь (1500 сортов). Но даже если ты живёшь в деревне, это не значит, что тебе придётся всю жизнь пить хайнекен, потому что есть выбор.
3. Каталог под заказ. Доступен онлайн или можно спросить у любого продавца. В этом каталоге около 3000 наименований из того, что доступно на складе непосредственно в Швеции. Доставка бесплатна в ближайший к тебе магазин, и ты можешь пробовать новые сорта виски, вина и пива еженедельно — ежемесячные релизы скучать не дадут. Также под заказ доступны тематические мини–наборы, например, бельгийского или американского пива. С марта 2012 года появилась возможность заказать пиво любой шведской мини–пивоварни, что не может не радовать.
4. Решение о закупке нового сорта может быть принято несколькими способами — или по многочисленным просьбам, или по советам специальных экспертов, которые следят за миром алкоголя, поэтому ежемесячные новинки довольно–таки актуальные. С недавних пор монополия решила прислушиваться и к специализированным пивным, винным и виски-блогам — тройное ура и большой плюс к разнообразию. Конкуренция на 1 единицу товара составляет 30–40 к 1 (из 30 предложенных выбирают 1), решение принимает комиссия слепым тестированием и на основании цены и места производства, то есть шанс есть даже у среднего пива, если страна-производитель мало представлена. Также, специальные лаборатории делают случайные проверки качества из тех партий, что приходят на реализацию, что гарантирует качество продукции.
5. Квалифицированный персонал — к ним можно обратиться с любым вопросом или попросить чего–нибудь посоветовать, и они очень редко подводят. Люди, которые там работают, действительно знают весь ассортимент и могут дать хороший совет и даже подскажут идеальное вино под любое блюдо. У них постоянно проходят внутренние тренинги и дегустации, так что они точно знают, о чём говорят. Надо отдать им должное — они пытаются продвигать любовь к хорошему алкоголю и культуре питья, вместо беспробудного пьянства самой дешёвой водки.
6. И последнее — большая часть прибылей монополии идёт в здравоохранение и систему реабилитации алкоголиков. Людей, которые спились и потеряли всё, практически нет — как нет и отравлений палёной продукцией и детского алкоголизма.
Источник ibigdan.livejournal.com/11745248.html
  • +4
  • 09 октября 2012, 12:39

Комментарии (1) Вконтакте (0)

Комментарии (1) свернуть / развернуть
+
0
Весьма неоднозначное впечатление от прочитанного…

Kuzma


Зарегистрируйтесь, чтобы написать комментарий и получить доступ ко всем возможностям.