S3 Trio

Все было как вчера. Один из первых магазинов в нашем городе, продающий компьютеры, мониторы, принтеры и пиратские диски, отпечатанные в Китае и упакованные в целлофановые пакетики. На витрине среди нескольких выключенных мониторов на одном идет какое-то кино. Стрельба, кони, прерия. Вестерн. И комментарий продавца кому-то, кто тоже пристально наблюдает за происходящим на экране:


- Вот видите? Я же говорил, что кино пойдет только на четырех мегабайтах! Будете брать?..
Я не помню, что сказал покупатель. Я просто оглянулся на входящего деда, который собирался сделать мне сегодня подарок, купив компьютер, и подумал: «Надо брать четыре мегабайта. Лишь бы у него денег хватило…».
Но хватило только на один. Один-единственный мегабайт видеопамяти – еще два гнезда на видеокарте остались пустыми. В 1998 году это было очень и очень дорого... Так и остался мой компьютер – по тем временам чертовски крутой Pentium 200 MMX – всего с одним мегабайтом оперативной памяти. И кино на нем смотреть я смог только почти через год, когда купил второй. Четырех видеокарта S3 Trio так и не дождалась...

Что в имени тебе моем?
Название «Трио» возникло как отражение интеграции в чипе трех компонентов: графического ядра, RAMDAC и clock generator’а. Trio 64 и Trio 64V+ базировались на чипах Vision 864 и 868 соответственно. Основываясь на Vision 868, карта 64V+ умела выполнять конверсию YUV изображения в RGB и масштабирование, однако его возможности были ограничены горизонтальной билинейной фильтрацией (улучшенная версия шла под маркировкой Trio64V2 и поддерживала также и вертикальную фильтрацию).


В дальнейшем возможности видеоадаптеров на основе Vision 868 были использованы в картах VIRGE/DX и VIRGE/GX. Будучи родственником VIRGE’ей, Trio64V2 также существовала в модификациях /DX и /GX, которые поддерживали более современную видеопамять – SDRAM и SGRAM соответственно. Бюджетная версия носила индекс вполовину меньше (Trio32) и имела 32-битный интерфейс DRAM…


Одним из производителей карт на базе S3 Trio был «Diamond». Интерфейс хост-контроллера у карт этой марки был AGP-2x, частота RAMDAC составляла 230 МГц, а чипа – 100 МГц, разрядность внутренней шины – 128 бит, на борту имелось 4 мегабайта SGRAM, работавшей на частоте 100 МГц. В 16-битном режиме она поддерживала все разрешения вплоть до 1600х[email protected] Гц. Хорошая была штучка для своего времени, да и сейчас во многих офисных компьютерах, обрабатывающих электронную бухгалтерию и таблицы отчетности, эти видеокарты успешно справляются со своими обязанностями.

Как сообщает «Википедия», карты фирмы S3 с доисторических времен и по наши дни являются одним из самых удачных решений для персональных компьютеров, основной задачей которых является прорисовка графики формата 2D. S3 Trio была первым интегрированным графическим акселератором. Это было в те времена, когда «видеокарта» и «видеоакселератор» были разными терминами, люди бредили словом «Voodoo» и гордились наличием поддержки 3Dfx, гоняя на своих простеньких компьютерах в третью часть NFS.

Гениальный родитель
Фирма S3 Graphics берет свое начало в 1989 году. У ее истоков стояли Dado Banatao и Ronald Yara. Компания успешно продвигала свои решения на компьютерном рынке – им понадобилось всего два года для того, чтобы разработать первый в мире интегрированный акселератор GUI. Получившееся произведение привлекало своей ценой и производительностью – карта успешно работала с графикой в 2D-формате. С 1990 по 1994 годы компания прошла большой путь, совершенствуя свои акселераторы: сменила 16-битный цвет на True Color, работала с разными типами памяти, внедрила поддержку PCI. В 1994 году на смену чипам 911 и 911А пришли вышеупомянутые Vision 864 и Vision 964, которые были названы «вторым поколением акселераторов для Windows» (с поддержкой 64-битного буфера), а улучшенные версии этих чипов с номерами 868 и 968 были первыми акселераторами для motion video (они обладали поддержкой зума и конверсией YUV RGB).


1995 год – год расцвета компании, год выхода S3 Trio во всех ее модификациях. В течение следующих трех лет эти карты стали едва ли не самым распространенным компьютерным обеспечением для вывода изображения (а где-то уже вовсю шло становление монстров будущего, таких как ATI). Работали они хорошо, все минусы списывались на криво написанные драйверы, а плюсы – на гений разработчика. Но не за горами было время 3D – нужны были новые решения.
Карте ViRGE стать этим решением не удалось – она была просто неудачной, причем со всеми ее буквенными суффиксами. Трехмерная графика оказалась в ее исполнении чем-то неудобоваримым, и продавалась она хорошо только в ОЕМ-комплектации для систем, где была необходима качественная отрисовка 2D, и лишь по причине низкой цены.

В недрах компании уже зрело решение их проблем – с серией карт Savage они связывали большие надежды. Что S3 вынесла из всей эпопеи с Virge, так это то, что еще одного провала на рынке 3D допустить нельзя. Проведя рекогносцировку и основательно подготовившись, S3 перешла вновь в наступление. В четвертом квартале 1997 года S3 Graphics владели 35% всего компьютерного рынка видеокарт и рассчитывали захватить еще какой-нибудь более или менее солидный кусок. Выпустив в 1998 году Savage 3D, а 1999 – Savage 4, руководство компании было несколько смущено положением на рынке. Доля ближайших конкурентов, ATI, подскочила до 32% благодаря тесному сотрудничеству с Intel и Стивом Джобсом, заявившим, что в новых компьютерах Apple G3 будут решения только этой фирмы.

Что-то оказалось не так в планах корпорации S3 Graphic, и это несмотря на то, что их S3 Texture Compression, внедренный благодаря чипу Savage, стал стандартом индустрии видеокарт. Дело в том, что игр, поддерживающих работу со сжатыми текстурами, было очень и очень мало и, несмотря на то, что чипсет умел переваривать десятки мегабайт текстур, сжатых в 5-6 раз, это оказалось никому не нужным.
А поддержка воспроизведения DVD? Эта технология сделала S3 лидером в данной области сразу после появления. К 2000 году чип Savage2000 стал первым чипом с интегрированным сопроцессором Transformation & Lightning, и тем не менее, отставание от конкурентов росло.

Шутки финансовой Фортуны
Одной из сложностей бизнеса оказалась низкая прибыльность графических процессоров. Они почти никогда не уступали в сложности CPU, но при этом продавались по ценам на порядок ниже. С одной стороны, цена была обусловлена менее строгими стандартами тестирования, с другой – это инерция мышления, оставшаяся от прошлого, когда видеокарты задумывались как «периферия», и ценовая политика строилась соответственно. К этому примешивалась дополнительная сложность – короткий срок жизни этого процессора (но не в связи с выходом из строя, а в связи с высокими темпами развития хай-тека и выпадением из ряда постоянно обновляющихся моделей). Весной 1998 года основная модель практически любого графического процессора имела 8 мегабайт памяти; год спустя за ту же цену предлагалось уже до 32 Мбайт. Однако к этому моменту S3 уже сделала решающие ошибки, в частности, занялась плохо продуманной процессорной архитектурой, которая не соответствовала растущей популярности игр с развитой трехмерной графикой. Через год рыночная доля S3 упала до 14%. «Мы направили все наши ресурсы на один процессор, но оказалось, что рынок идет не в том направлении», – сказал вице-президент S3 Эндрю Вольф.

После слияния с VIA компания практически исчезла из поля зрения. Никаких публикаций в прессе, никаких новых продуктов и информации о них, а потом бац! – они, оказывается, в течение трех (!) лет разрабатывали ускоритель с тайловым принципом обработки видеоинформации, который еще на стадии построении геометрической модели определит невидимые участки и не будет их отрисовывать для оптимизации процесса рендеринга. Так началась новая линейка продуктов от S3 – линейка Chrome. Модели Gamma, Delta, Uni…


Совместно с VIA они разработали неплохой продукт – с поддержкой 256 мегабайт DDR-памяти, работающей на частоте 600 МГц, все современные примочки, необходимые в топовых играх, но все-таки он уже не в состоянии повторить успех своей 2D-предшественницы – S3 Trio. Упущенное время не вернешь, конкуренты вцепились в рынок зубами и не собираются выпускать его из-под контроля.
Времена, когда видеокарта от S3 Graphics стояла на каждом третьем компьютере в мире, ушли безвозвратно. Или нет?..

Но лично я начинал с нее. Думаю, что и ты. Или ты тогда еще не родился? :)
  • +13
  • 02 сентября 2008, 08:12
Понравился пост? Тогда обязательно поделитесь им со своими друзьями

Комментарии Вконтакте (0)

Комментарии (0) свернуть / развернуть

Зарегистрируйтесь, чтобы написать комментарий и получить доступ ко всем возможностям.